www.pektu.ru
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на "Знамя Пэкту" обязательна
Фоторепортаж
Владимир Якунин: «Мы твердо верим, что Транскорейская магистраль заработает»

22 сентября в состоялась торжественная церемония открытия движения по реконструированному железнодорожному участку Хасан – Раджин. .Она организована в городе Раджине открытым акционерным обществом «РЖД» и министерством железных дорог КНДР. В состоявшемся там митинге приняли участие руководители города Раджина, главы дипломатических миссий, аккредитованных в КНДР, многочисленные российские и зарубежные журналисты, а также строители и эксплуатационники магистрали.

Предыстория

Осенью 2010 года я был приглашен на торжества по случаю 65-летия Трудовой партии Кореи. В ту пору советник-посланник Посольства РФ в КНДР Александр Мацегора любезно познакомил меня с генеральным директором СП «РасонКонТранс» Олегом Агафонтцевым. В пхеньянской гостинице «Корё» Олег Вадимович дал корреспонденту «ПЖ» небольшое интервью, где рассказал о начале реконструкции 54-километровой линии Хасан-Раджин. Побудительным стимулом для чего послужило подписание в 2008 году ОАО «РЖД» и министерством железных дорог КНДР Соглашения о реализации пилотного проекта реконструкции Транскорейской железной дороги на участке от границы с Россией до порта Раджин и создания там контейнерного терминала. Стороны создали совместное предприятие "РасонКонТранс", 70 процентов уставного капитала которого получила российская сторона.

Работы по управлению проектом и координации строительства СП начало в 2009 году . Оно же получило в аренду на 49 лет железную дорогу на участке Туманган – Раджин, заключив соответствующий договор с компанией "Тонхэ" министерства железных дорог КНДР. Тем самым началось воплощение на практике договоренности о развитии сотрудничества по возрождению Транскорейской магистрали, достигнутой в в 2001 году руководителями Российской Федерации Владимиром Путиным и Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Иром.

Советник-посланник Посольства РФ в КНДР А. И. Мацегора, к сказанному мне гендиректором «РасонКонтранса», добавил: с полным основанием можно утверждать, что из всех многосторонних и двухсторонних корейско-российских проектов на ту пору, которые обсуждались в прошлом, железнодорожный проект соединения Транссиба и Транскорейской магистрали может иметь очень большое экономическое значение для его участников. Ибо это – проект, предусматривающий раскрытие потенциала портов Кореи посредством нового трансконтинентального железнодорожного пути между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Фактическим автором этого проекта является Россия. Идея получила одобрение на встрече руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Джуна в июне 2000 года.

Роль стимула в создании единого магистрального транспортного коридора сыграли государственные визиты президента РФ В. В. Путина в Пхеньян (2000 г.) и Сеул (2001 г.), ответный визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Москву (2001 г.).По предварительным расчётам, затраты на реконструкцию участка железной дороги Хасан – Раджин и строительство портового терминала оценивались в 140 миллионов евро. Интересна история появления ветки, с широкой колеей – 1520 миллиметров – в КНДР. Ведь там, как известно, расстояние между рельсами составляет 1435 миллиметров. Дело в том, что в 70-х годах прошлого века порт Владивосток хронически не справлялся с перевалкой грузов. Чтобы выйти из положения, руководство СССР обратилось к правительству КНДР с просьбой о помощи. Выход был найден простой. Часть грузов переадресовывалась в порт Раджин и выгружалась там. А для доставки их в СССР, по территории КНДР был уложен совмещенный железнодорожный путь, по которому могли передвигаться советские тепловозов и вагоны. Линия успешно эксплуатировалась вплоть до 90-х годов. Но потом случилось то, что случилось, объемы перевозок резко упали. Ветка пришла в запустение, и ее понадобилось восстанавливать.

Александр Иванович обратил внимание журналиста на то обстоятельство, что для возврата вложенных в проект «Раджин-Хасан» инвестиций, будут эксплуатироваться инфраструктура и организовываться грузовые транзитные перевозки через порт Раджин. Отсюда планируется выходить на российские железные дороги через погранпереход Хасан – Туманган. СП «РасонКонТранс» будет само устанавливать тарифы на перевалку контейнеров в порту Раджин и транзитные перевозки на участке Раджин – Туманган, беря за основу условия рыночной конъюнктуры. Незамерзающий порт Раджин расположен в свободной зоне Расон. Он находится на стыке границ Северной Кореи, Китая и России. Его удобное географическое месторасположение дает возможность пользоваться им обеим, граничащим с КНДР, странам.

Торжества по случаю пилотного проекта

Прощаясь, О. В. Агафонцев пригласил меня приехать в Раджин, и на месте познакомиться с ходом работ по реконструкции участка Раджин-Хасан. Однако, обстоятельства сложились так, что сделать этого я не смог. Посетить город-порт и поучаствовать в торжествах по случаю завершения реконструкции железнодорожной линии Раджин-Хасан довелось моему доброму другу и коллеге, начальнику отдела по производству киновидеопродукции ДЦНТИБ ДВЖД Андрею Дюкареву. Он охотно поделился своими впечатлениями о поездке.

- Мне не раз довелось бывать в Корейской Народно-Демократической Республике. - Сказал Андрей Олегович. – Наиболее длительная поездка случилась весной 2005 года. Тогда в делегации Тындинского филиала Российского философского общества принимал участие в торжествах по случаю ежегодно отмечаемого в КНДР Дня Солнца – дня рождения Президента страны Ким Ир Сена.

Тогда остались самые яркие впечатления – от доброжелательности и радушия трудолюбивого корейского народа, от красивых городов, впечатляющей природы. Ну и, естественно, - от ярких, красочных и масштабных массовых мероприятий Интересными были экскурсии по памятным местам. Особенно запомнился поход в музей железных дорог КНДР.

Не удалось тогда реализовать одну задумку – поближе познакомиться на практике с путевым хозяйством. Программа визита была и без того насыщенной.

То, что не получилось у А. О. Дюкарева в 2005 году, с лихвой удалось компенсировать в 2011 и в 2013 годах. Тогда по участку Раджин (КНДР)– Хасан (РФ) 13 октября 2011 года прошел демонстрационный поезд, что свидетельствовало о завершении первого этапа реконструкции железнодорожной ветки Хасан-Раджин. Андрей Дюкарев принимал участие в мероприятии, как журналист.

Вернувшись из поездки, он рассказал корреспонденту «ПЖ», что у Дома дружбы России и КНДР, в районе пограничной железнодорожной станции Туманган, на территории КНДР состоялся торжественный митинг. В нем приняли участие руководители ОАО «РЖД» и Дальневосточной железной дороги, заместитель министра железных дорог КНДР и другие официальные лица.

- Данный участок железной дороги является пилотной частью проекта по восстановлению всей Транскорейской магистрали для ее интеграции с Транссибом и предусматривает создание на базе порта Раджин крупного транзитного узла, - отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников.

С 2008 по 2011 годы специалистами российских и корейских железных дорог, совместно со строителями, на участке Раджин – Туманган (пограничная станция с Россией) уложено 32 километра новой совмещенной колея (1520 миллиметров и 1435 миллиметров). На 20 километрах осуществлен капитальный ремонт пути (работы по замене его верхнего строения пути продолжались и после пропуска демонстрационного поезда). Уложены также стрелочные переводы и дополнительные приемоотправочные пути, реконструирован ряд станций. Начата работа в тоннелях, протянуты магистральные линии связи и электрической централизации, восстановлены водоотводные сооружения.

Одновременно прорабатывалась возможность использования созданной инфраструктуры для перевалки контейнерных грузов из Южной Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона с выходом на сеть российских железных дорог, как изначально и планировалось. В то время велись консультации по возобновлению трехсторонних контактов (Россия, Северная и Южная Корея) и создания условий для реализации этого масштабного проекта.

Линия Раджин-Хасан в строю

Прошло без малого два года – и вновь торжественное мероприятие. Теперь уже открытие движения по реконструированному железнодорожному участку Хасан – Раджин. День 22 сентября выдался теплым и солнечным. Корейские женщины – участницы торжества были облачены в яркие и красочные национальные одежды. Праздничную атмосферу поддерживали духовые оркестры ОАО «РЖД» и министерства железных дорог КНДР.

Первым слово на митинге было предоставлено президенту ОАО «РЖД» В. И. Якунину. Владимир Иванович горячо поздравил корейских друзей с недавно исполнившимся 65-летием образования КНДР.

- Я обращаюсь к вам, как представитель железнодорожного сообщения России, и как русский человек. – Продолжил он. - В 2001 году лидер Северной Кореи и Президент России договорились о необходимости развития сотрудничества по реконструкции участка железной дороги и созданию портового терминала. Это была непростая работа со сложностями, противоречиями. И эта работа выполнена.

Лидеры двух государств рассматривали этот проект, как пилотный, по восстановлению Транскорейской магистрали. Я вижу здесь представителей иностранных дипломатических миссий. Хочу сказать, что это будет самый короткий транспортный коридор из этого региона в Европу и обратно. Железнодорожники – оптимисты. И мы верим, что Транскорейская магистраль заработает.

Строительство портового терминала, по сути дела завершено. И мы сегодня уже получаем заинтересованность от иностранных грузополучателей и партнеров. Порт рассчитан на перевалку 4 миллионов тонн грузов. И это – не предел. Мы уверены, что будет расширяться грузовая база, и через порт пойдут контейнеры.

Этот проект включает не только строительно-монтажные и железнодорожные работы, но и подготовку северокорейских специалистов. Мы договорились о создании единого диспетчерского центра, и рассчитываем, что в этом центре, на этом участке будут, в основном, работать северокорейские железнодорожники.

Мы, железнодорожники, настроены на сотрудничество. – Сказал в заключение В. И. Якунин. – Мы работаем на сотрудничество. Мы всегда работаем на мир. И мы надеемся, что этот проект будет работать на сотрудничество и взаимопонимание не только на Корейском полуострове, но и будет способствовать развитию доброжелательных, мирных отношений наших стран и стран во всем мире.

Министр железных дорог КНДР Чон Гир Су оценил проект соединения железных дорог двух стран как образец крупномасштабного сотрудничества, полностью соответствующего интересам наших народов. Строители обоих стран, с чувством взаимного уважения, приложат все усилия по завершению реконструкции железнодорожного полотна на самом высоком уровне.

С приветственным словом к собравшимся обратился также заместитель министра транспорта России А. С. Циденев, отметивший успешную реализацию договоренностей между Российской Федерацией и КНДР по созданию транспортного коридора. Он также сказал и о том, что закладываются основы не только для грузовых, но и для пассажирских перевозок.

Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНДР А. А. Тимонин. подчеркнул, что успешная реализация одного из приоритетных проектов российско-корейского торгово-экономического сотрудничества будет способствовать активизации связей между Россией и КНДР, улучшению межкорейских отношений и, в конечном итоге, укреплению мира и безопасности на Корейском полуострове.

В рамках церемонии прошло чествование наиболее отличившихся строителей и железнодорожников. Именных часов президента ОАО «РЖД» удостоен генеральный директор транспортной компании «Тонхэ» министерства железных дорог КНДР Ким Чан Су. Благодарностью президента ОАО «РЖД» отмечены машинист локомотива эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск Виталий Григорьевич Деменчук и машинист путевых машин и механизмов ПМС-233 Дальневосточной дирекции по ремонту пути Владимир Николаевич Костин. Группа рабочих и специалистов награждена Почетными грамотами ОАО «РЖД».

Затем президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин и министр железных дорог КНДР Чон Гир Су торжественно открыли мемориальную доску, которая будет установлена на станции Раджин. На ней на корейском и русском языках начертано: «В соответствии с договоренностями, достигнутыми Великим Руководителем КНДР товарищем Ким Чен Иром и Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, совместное российско-корейское предприятие «РасонКонТранс» 22.09.2013 г. завершило рекнструкцию ЖД участка с совмещенной колеей 1520 мм и 1435 мм от ст. Хасан (РФ) до ст. Раджин (КНДР)»

Сдача в эксплуатацию железнодорожной ветки Хасан-Раджин и терминала в порту Раджин получила широкий международный резонанс. К примеру, голландская газета «Телеграаф» опубликовала схему, сопроводив ее подписью: «Роттердам – Раджин: поездом - 14 дней, кораблем (через Суэцкий канал) - 45 дней». В тексте сопроводительной статьи говорится, что у российского президента Путина до сих пор хорошие связи с Северной Кореей. Русские в сентябре открыли железную дорогу между пограничным пунктом Хасан и портовым городом Раджин в коммунистической стране. Эта железнодорожная линия должна стать альтернативой истерзанному пиратством и гражданскими войнами пути через Суэцкий канал.

Впервые за последние 10 лет КНДР позволила проложить дорогу через свою границу. Что касается Путина, то он хотел бы провести железную дорогу и дальше, до Южной Кореи. Тогда возникло бы прямое железнодорожное сообщение длиной в 8000 км из Восточной Европы в Южную Азию.

Русские надеются этим новым железнодорожным участком длиной в 54 километра, проложенном по Северной Корее, привлечь новых перевозчиков на свою Транссибирскую железную дорогу. Она может ежегодно перевозить до 130 миллионов тонн грузов. Но в 2011 году лишь 1% железнодорожных перевозок между Европой и Азией прошел через Транссиб. Путь через Суэцкий канал, Аденский залив и Индийский океан видится тем, кто вынужден для реализации грузов прибегать к их транспортировке, намного привлекательнее.

"Если русским удастся сделать эту железную дорогу более безопасной и надежной, это будет серьезная альтернатива Суэцкому пути",- анализирует весьма скромный успех Транссибирской магистрали специалист по международной экономике Тома Страубхар. - " Перевозчики избегают этого пути, опасаясь, что их "Porsche" будут украдены по пути в Китай. Россия должна приложить больше усилий, чтобы это предотвратить".

При этом, добавляет специалист по логистике Михаэль Тасто, возможности объема перевозки у товарного поезда ниже, чем у морского контейнера. "Возможно, эта железная дорога найдет свою стабильную нишу на рынке. В сравнении с морскими перевозками железнодорожные требуют больших финансовых затрат, так уж обстоит дело."

Сейчас, когда морской путь стал настолько опасным из-за беспорядков в Египте и гражданской войны в Сирии, а также пиратства у Африканского Рога, Путин указывает на скорость перевозок по железной дороге. Поезд по Транссибу движется со скоростью 80 километров в час – в два раза быстрее кораблей. Кроме того, сухопутный путь почти в 3 раза короче.

Результат: груз из Роттердама может добраться по морскому пути до КНДР, за 45 дней, а по железной дороге - всего за 2 недели. Другие дороги также позволяют перевозчикам выиграть время - восточнокитайский город Сучжоу находится всего в 2 неделях пути от Варшавы.

ОАО "Мечел", крупнейший российский поставщик угля для сталелитейной промышленности, уже якобы пользуется новой линией. Но представители компании отказались от комментариев.

Справка.

В ходе проведенных работ было реконструировано 54 километра железнодорожного пути от российской станции Хасан до корейского города Раджин с укладкой рельсов совмещенной колеи, восстановлено 18 мостов и 3 тоннеля протяженностью свыше 4,5 километров. До конца 2013 года планируется завершить работы по созданию в порту Раджин интермодального перегрузочного терминала мощностью 4 миллиона тонн грузов в год и организовать транзитные перевозки угля и других сыпучих грузов из России в страны АТР.

Компания «РасонКонТранс» (совместное предприятие ОАО «РЖД» и порта Раджин) завершила реконструкцию участка железной дороги Хасан–Раджин, сообщил корреспондент Интерфакса в отчете с церемонии, посвященной завершению работ, и проходившей в КНДР. В рамках проекта общей стоимостью 8,3 миллиарда рублей предполагается строительство угольного и контейнерного терминалов. Мощности новой железнодорожной инфраструктуры рассчитаны под перевозку 4 миллионов тонн грузов в год. Как заявил президент РЖД Владимир Якунин, на такую мощность железнодорожный участок может выйти предположительно за два года. Планируется, что по этой ветке пойдет уголь из России на экспорт. Железнодорожная ветка Хасан–Раджин соединяет российскую железнодорожную сеть с морским портом Раджин.

Геннадий АСТАХОВ.

наверх